Диагностика и лечение воспалительных заболеваний гениталий при бесплодии

Для всех воспалительных и функциональных изменений в предстательной железе и семенных пузырьках имеются общие симптомы дискомфорта и боли в промежности, прямой кишке, неспецифические функциональные нарушения качества секса — падение либидо, ухудшение эректильных способностей, преждевременная эякуляция, задержанная эякуляция, боли после полового акта, дизурия и многое другое.

Однако не менее чем в половине случаев какие-либо характерные жалобы отсутствуют или считаются привычными и незаметными для пациента. Поэтому мы исходим из того, что каждый мужчина при бесплодном браке вне зависимости от наличия или отсутствия женского фактора проходит стандартный алгоритм обследования, в данном разделе отправной точкой является спермограмма.

Признаки воспалительных заболеваний гениталий в спермограмме

Хронический простатит, везикулит, ЗППП — никогда не оказывают влияния на концентрацию и морфологию сперматозоидов. Все изменения происходят на уровне физических и химических свойств спермоплазмы, может быть нарушена (несущественно) подвижность сперматозоидов. Поэтому ряд сперматологических изменений, характерных для этих заболеваний, отнесен нами к спермоплазменному фактору, легко и хорошо поддающемуся лечению.

Физические и химические свойства эякулята.

В зависимости от остроты проявлений, длительности и стадии простатита в спермограмме могут быть отмечены различные сдвиги. Возможны любые колебания рH. Обычно при дефиците секрета простаты (длительно текущие простатиты) отмечается увеличение pH за счет процентного уменьшения кислого секрета предстательной железы и, следовательно, относительного увеличения секрета семенных пузырьков. Одновременно происходит увеличение длительности разжижения эякулята. При активном воспалении часто отмечается лейкоцитоспермия, однако концентрация лейкоцитов редко превышает 3 млн./мл даже при весьма выраженном воспалении.

Для акинетического и обструктивного везикулита характерны снижение объема эякулята (вплоть до полного его отсутствия при двустороннем обструктивном везикулите), сдвиг pH в кислую сторону. При распространении обструкции на эякуляторный проток — малообъемная азооспермия. Пиоспермия обычно не бывает высокой степени. Для не осложненного везикулита изменения объема, физических и химических свойств спермоплазмы нехарактерны, а пиоспермия обычно выражена.

ТРУЗИ — признаки воспалительных заболеваний гениталий до и после эякуляции:

Для простатита характерны неспецифические изменения объема простаты, нарушения эхогенности с участками повышенной и пониженной плотности ультразвукового сигнала.

При не осложненном везикулите какие-либо специфические имения отсутствуют. Диагноз устанавливается по симптоматике и лабораторным тестам.

ТРУЗИ — признаки акинетического везикулита заключаются в отсутствии и/или малом изменении объема семенных пузырьков при повторном исследовании до и после эякуляции, что коррелирует с соответствующими симптомами и спермоплазменными изменениями.

Исследования на ЗППП.

В большинстве случаев мы отказываемся от навязывания пациенту и избыточно углубленного исследования, и поиска возбудителя воспаления, т.к. современные антибактериальные средства в равной степени эффективны против практически полного спектра микроорганизмов, а успех терапии во многом зависит от адекватности лечебных процедур. И только в случае резистентности воспалительного процесса к терапии мы проводим бактериологические исследования разной степени сложности для выделения групп лекарственных средств, имеющих максимальную эффективность.