Аллергические состояния

Существенно изменяется у больных аллергологиче-ская и иммунологическая реактивность. У 80% больных наблюдалась кожно-аллергическая реакция на стафилококковый аллерген: резко положительная в 24% случаев, положительная в 35,1% и слабоположительная в 46,3%. Кожно-аллергическая реакция на фиброаллерген была у 50,7% больных. В случаях выраженной клиники бронхоспазма реакция на стафилококковой аллерген была отрицательной только в 17,3% случаев. И. В. Походзей с соавт. (1972) при хронической пневмонии II степени в фазе обострения нашли повышенное содержание антител к стафилококку у 40% больных, к стрептококку у 20,5% и пневмококку - у 35,1%. Н. В. Андрианова с соавторами (1971) показали аллергенную активность капсулы (51,2+2,76%), оболочки (58,9±2,85%) и цитоплазмы (53,8±2,51%) Staphylococcusaureus.

Содержание иммуноглобулинов (A, G, М) в сыворотке крови больных неспецифическими бронхолегочными заболеваниями зависит от стадии й фазы процесса. Их исследование имеет прогностическое значение. При обострении заболевания содержание иммуноглобулинов повышается, а в процессе лечения снижается. Наименьшие изменения при этом претерпевают иммуноглобулины класса М (К. Р. Седов, В. Ф. Портнягин, 1976; Г. В. Трубников с соавт., 1977; A. Blasi, D. Olivier, 1973, и др.).

У больных с хроническим легочным сердцем бронхолегочного генеза существенно изменяются глюкокортикоидная и минералокортикоидная функции коры надпочечников. Минералокортикоидная функция коры надпочечников у больных с ХНЗЛ повышается.

Состояние свертывания крови при легочном сердце зависит от компенсации кровообращения. По материалам нашей клиники (3. М. Алиева, 1970), у больных компенсированным легочным сердцем имеют место умеренные признаки гиперкоагуляции. В группе больных с признаками правожелудочковой недостаточности показатели тромбоэластограммы (ТЭГ) свидетельствовали об отчетливой гипокоагуляции, тем более выраженной, чем выраженней правожелудочковая недостаточность.