Приступный и межприступный периоды

В нашей клинике с 1968 г. с успехом используется оригинальная классификация бронхиальной астмы, в которой еще во времена господства аллергической теории патогенеза всех форм астмы были выделены и неиммунные (неаллергические) разновидности болезни. Необходимо исходить из следующих принципов.

Различать бронхиальную астму как самостоятельную нозологическую форму (первичная бронхиальная астма), возникающую при воздействии различных небактериальных антигенов, психической травмы, контузии, перенесенных (разрешившихся) острых заболеваний верхних дыхательных путей и бронхолегочной системы, и как синдром при ряде заболеваний (вторичная бронхиальная астма). При синдромной (вторичной) бронхиальной астме в приступный период расценивать ее как основную болезнь, указывая фоновое (сопутствующее) заболевание, с которым патогенетически связано возникновение бронхиальной астмы (хронический бронхит, синуит, подипоз носа и др.).

Разграничивать бронхиальную астму (болезнь или синдром) и астмоподобные состояния (астмоидный синдром), возникающие при ряде заболеваний как проявление обструкции дыхательных путей (опухоли, инородные тела и др.).

Выделять приступный и межприступный периоды. В период приступа определять тяжесть клинического течения болезни: легкая степень - не более одного приступа удушья в сутки, быстро купирующегося бронходилататора-ми; средней тяжести -2-3 приступа удушья в сутки, купирующихся бронходилататорами; тяжелая степень -более 3 приступов удушья в сутки с затяжным течением или независимо от числа приступов, если они с трудом купируются бронходилататорами (со значительным снижением эффективности адренергических ( -стимуляторов); наконец, длительные приступы удушья, не купирующиеся обычными бронходилататорами и требующие интенсивной терапии (глюкокортикоиды, бронхологические методы и др.), расцениваются как астматический статус.