Выявление осложнений пневмоний

На ранних этапах наблюдается гиподиагностика пневмонии, особенно у умерших на дому. Только у 35% наблюдаемых нами больных первичным был диагноз пневмонии, в остальных случаях в амбулаторной карте имели место диагнозы других болезней. Напротив, в последующем наблюдается значительная гипердиагностика. Сопоставление диагнозов направления с клиническим показало, что у 103 из 282 госпитализированных больных (36,6%) диагноз пневмонии не подтвердился. По данным Л. К. Валдес (1981), расхождения диагноза направления с клиническим наблюдались в 23,1% случаев крупозной и в 2% очаговой пневмонии. Если судить о гиподиагностике пневмонии на госпитальном этапе по клинико-анатомическим сопоставлениям, то за 10 лет (1975-1984) крупозная пневмония не была прижизненно распознана в нашей клинике у 2 из 152 умерших больных с заболеванием легких (1,3%), но из 9 умерших от крупозной пневмонии.

Плохо распознаются и пневмонии, осложняющие другие тяжелые заболевания, многие из них диагностируются лишь на вскрытии. По некоторым данным, пневмонии не выявлены у 57% умерших.

Неудовлетворительно выявление осложнений пневмоний. Так, при крупозной пневмонии, по данным П. И. Попковой (1968), осложнения распознаны клинически у 22,9% больных, а на вскрытии -у 95,5% умерших. Особенно плохо выявляют при жизни абсцедирование пневмонии.

Такие симптомы острой пневмонии, как лихорадка, интоксикация, кашель, кровохарканье, боль в груди, цианоз, одышка и др., могут давать повод к ошибочной диагностике самых разнообразных болезней. Возможны 3 большие группы ошибок: ошибки в дифференциальной диагностике пневмоний от других заболеваний органов дыхания; ошибки в дифференциальной диагностике воспалений легких от заболеваний других органов и систем; ошибки в оценке этиологической, патогенетической и клинической характеристик пневмоний.