Ошибки при дифференциации пневмоний и туберкулеза легких

При полноценном рентгенологическом исследовании изменения скудны. При этих пневмониях не только мало слышно, но и немного видно. Очень важен тщательный анализ изменений. Он позволяет избежать гипердиагностики интерстициальной пневмонии.

Для современного туберкулеза органов дыхания характерны следующие особенности: 1) учащение заболеваемости лиц пожилого и старческого возраста, прежде всего мужчин; 2) резкое сокращение числа скоротечных форм; 3) преобладание ограниченных форм инфильтративного и очагового туберкулеза; 4) значительное увеличение частоты и скорости клинического излечения.

В последние годы происходит процесс сближения фтизиатрии и пульмонологии. Противотуберкулезный диспансер превращается в диагностический центр, куда направляются для уточнения диагноза больные не только с подозрением на туберкулез, но и на саркоидоз, опухоль и т. д. Однако даже в условиях специализированной клиники дифференциальная диагностика заболеваний легких сложна. Показательны данные клиники Белорусского НИИ туберкулеза.

Как следует из представленных данных, качество диагностики туберкулеза легких и пневмоний далеко от совершенства. Причем именно ошибки дифференциации между пневмониями и туберкулезом преобладают в диагностическом браке во фтизиатрии и пульмонологии. Ошибки в основном совершаются и исправляются на поликлиническом этапе и в противотуберкулезных диспансерах, поэтому в терапевтические стационары больных туберкулезом легких направляют с ошибочным диагнозом пневмонии сравнительно редко. Например, из 282 больных, направленных в нашу клинику с диагнозом пневмонии, при обследовании туберкулез легких оказался только у 3, что составило 2,9% всех ошибочных диагнозов пневмонии.