Значение гиподиагностики туберкулеза легких

По данным патологоанатомических исследований за 10 лет (1975-1984), трижды туберкулез легких был впервые обнаружен на вскрытии - из 152 умерших за это время в пульмонологическом отделении нашей клиники.

Если значение гиподиагностики туберкулеза легких не нуждается в пояснении, то необходимо указать на опасности его гипердиагностики за счет пневмоний (т. е. гиподиагностики пневмоний). По этой причине больные своевременно не получают комплексное лечение, что может отразиться на исходе болезни. А ведь пневмония - одно из немногих заболеваний во внутренней медицине, при котором можно и должно добиться полного излечения.

Поводом к ошибочной диагностике пневмонии вместо туберкулеза легких могут быть следующие факторы:

1) острое или подострое начало туберкулеза по типу «пневмоний»; 2) указание на перенесенные пневмонии; 3) невыявление микобактерий туберкулеза; 4) нижнедолевая локализация процесса; 5) рентгенологические особенности, действительно или мнимо напоминающие инфильтраты при пневмонии.

У больных пневмонией вводить в заблуждение врача могут: 1) незаметное или постепенное начало болезни; 2) отсутствие или невыраженность синдрома интоксикации, катаральных явлений в легких, гематологических сдвигов; 3) указания в анамнезе, часто непроверенные, на контакт с больным туберкулезом; 4) однократное нахождение микобактерий туберкулеза; 5) положительные, особенно гиперергические, туберкулиновые реакции; 6) кровохарканье; 7) абсцедирование (симуляция деструктивного туберкулеза); 8) верхнедолевая локализация; 9) рентгенологические изменения, действительно или мнимо симулирующие специфический процесс; 10) затяжное течение пневмонии.