Источник диагностических ошибок

Дифференциация между инфильтративным туберкулезом и пневмонией трудна. Острое начало туберкулеза наблюдается у 25% и подострое у 15% больных, в основном при облаковидных инфильтратах, лобитах и перисциссуритах, т. е. при протяженных формах болезни, которые диагностируются у 10-20% больных. Поводом к ошибочной диагностике пневмонии могут быть особенности инфильтративного туберкулеза: острое или подострое начало (64% случаев), выраженная интоксикация (64%), кашель с выделением большого количества мокроты (57%), обнаружение в мокроте неспецифической микрофлоры (42%), нижнедолевая локализация (11%) и реже - отсутствие микобактерий при наличии полости и пониженная чувствительность к туберкулину. Источником диагностических ошибок служат неполноценное исследование (особенно рентгенологическое и микробиологическое) и неправильное лечение больных пневмонией. Напротив, поводом к гипердиагностике инфильтративного туберкулеза могут быть следующие особенности пневмонии: подострое начало, скудные физикальные данные, незначительность гематологических сдвигов, отсутствие микрофлоры в мокроте, верхнедолевая локализация, неправильная интерпретация рентгенологических изменений. Весьма затрудняют диагностику сопутствующие заболевания.

Очаговый туберкулез занимает второе место по частоте выявления (33,8%) после инфильтративных форм. У 37,3% больных он начинается незаметно для больного и протекает скрытно. Уменьшилась 3 частота деструкции и бацилловыделения при нем. Один из наиболее частых поводов гипердиагностики очагового туберкулеза - верхнедолевая локализация пневмонии, которая, по данным нашей клиники, наблюдается в 18,9% случаев. Такие пневмонии отличаются затяжным течением и склонностью к осложнениям.