Ошибки в диагностике осложнений пневмоний

Наиболее часто осложнения наблюдаются при крупозной пневмонии. По данным анализа материалов нашей клиники за 1971-1980 гг., структура и частота осложнений крупозной пневмонии таковы: экссудативный плеврит - 20%, отек легких -6,7%, коллапс -3%, острая сердечная недостаточность - 4,2%, абсцедирование - 3,2%. Наблюдались и такие редкие осложнения, как фибринозный перикардит и острая эктазия желудка. Те или иные осложнения, как правило, наблюдались у всех умерших от крупозной пневмонии. Именно осложнения, в основном прогрессирующая дыхательная недостаточность, заканчивающаяся фатальной сердечно-сосудистой катастрофой, являются непосредственной причиной смерти больных пневмониями.

Ошибки в распознавании гнойных осложнений пневмоний. Анализ подобного рода ошибок показывает, что врачи недооценивают развитие гнойных осложнений, несмотря на антибактериальное лечение. В среднем, по данным статистики 70-х годов, они встречались у 2,5% больных пневмониями, а по нашим данным,- у 3,2% больных крупозной пневмонией. Нагноения развиваются преимущественно у лиц пожилого и старческого возраста, а также при наличии таких сопутствующих заболеваний, как сахарный диабет, хронический алкоголизм. Столь редкая теперь гангрена легких наблюдается почти исключительно у лиц, страдающих хроническим алкоголизмом. Чаще всего абсцедирование дают гриппозные и крупозные пневмонии. Излюбленная локализация нагноительных процессов - задненаружные сегменты обоих легких: сегмент верхней доли и V - нижней.

Немалую роль в издержках диагностики играет незнание врачами клиники современного абсцедирования, которое при пневмониях теперь протекает не так бурно и иногда проявляется лишь незначительной интоксикацией. Абсцессы развиваются и дренируются медленнее: не на 7-8-й день, как раньше, а лишь через 2-3 нед. Гнилостный запах, большое количество мокроты (больше 100 мл сут) встречаются лишь у Уз больных. Более чем у половины больных на протяжении всей болезни выделяется лишь небольшое количество мокроты без гнилостного запаха.