Урология. Урологические заболевания. » Пути снижения врачебных ошибок в лечении заболевании легких » Ошибки в распознавании нарушений функции внешнего дыхания при пневмониях

Ошибки в распознавании нарушений функции внешнего дыхания при пневмониях

До сих пор функциональный аспект обычно не находит своего отражения в формулировке клинического диагноза пневмонии. Симптоматика таких расстройств укладывается в рамки синдрома дыхательной недостаточности. В большинстве случаев она проявляется одышкой и цианозом. Дыхательная недостаточность развивается очень рано, иногда предшествуя формированию очерченных местных изменений в бронхолегочном аппарате, поэтому ее распознавание играет существенную роль в ранней дифференциальной диагностике пневмонии с ХНЗЛ, туберкулезом легких, при симуляции пневмоническим процессом синдрома острого живота и т. д. Нераспознавание этого симптомокомплекса может значительно затруднить раннюю диагностику пневмонии и привести к ошибкам в лечебном плане.

Проведенные в нашей клинике исследования показали, что в основе гипоксемии -основного проявления дыхательной недостаточности - лежит так называемый легочный шунт. Даже у здоровых лиц часть венозной крови, проходя через легкие, не подвергается там оксигенации и сбрасывается, шунтируется в артериальное русло. Это и есть легочный шунт, или венозная примесь. Источники легочного шунта разнообразны: 1) анатомический шунт - сброс венозной крови по легочным артериовенозным анастомозам, бронхиальным и тебезиевым венам; 2) альвеолярный шунт - отсутствие оксигенации венозной крови, текущей по капиллярам невентилируемых альвеол; 3) распределительные нарушения - неполная оксигенация венозной крови, проходящей по капиллярам гиповентилируемых альвеол и 4) диффузионный компонент - потери оксигенации венозной крови вследствие нарушения диффузии кислорода через альвеолокапиллярную мембрану. У здоровых объем венозной примеси составляет 2-3% сердечного выброса. Наличие легочного шунта объясняет, почему даже у здоровых нет 100% насыщения артериальной крови кислородом, а имеется так называемая физиологическая гипоксемия.