Ошибки в разграничении форм бронхиальной астмы

Вирусы (риновирусы, коронавирусы, респираторно-синцитиальный вирус), вероятно, повреждают эпителий бронхов и прямо или косвенно сенсибилизируют ирритант-рецепторы, которые при действии на них раздражителей, находящихся во вдыхаемом воздухе, вызывают бронхоспазм. Проще говоря, вирус пролагает путь аллергенам и неспецифическим раздражителям. Наконец, допускается возможность прямого вирусного повреждения лаброцитов (тучных клеток) с выбросом бронхосуживающих медиаторов. Бактериальная инфекция, вероятно, не играет роли в патогенезе астмы.

В нашей клинике в течение многих лет хорошо зарекомендовала себя следующая диагностическая тактика. При развитии бронхиальной астмы у больного, страдающего бронхолегочной патологией, например хроническим бронхитом, астма считается основным заболеванием, а бронхит - фоновым или сопутствующим ему.

Ошибки в разграничении форм бронхиальной астмы. Для дифференциации атопической и инфекционно-зависимой астмы используют комплекс критериев. Следует учитывать, что при хроническом бронхите может возникнуть и атопическая астма. Это уже смешанная по патогенезу форма болезни.

Чтобы не пропустить «аспириновую» астму, необходимо помнить следующие ее особенности: 1) преобладание у женщин; 2) возникновение после 30 лет; 3) развитие астмы и непереносимости ацетилсалициловой кислоты в течение года, причем сначала появляется астма, а вскоре и непереносимость ацетилсалициловой кислоты; 4) полипоз носа, частые синуиты, полипэктомия в анамнезе; 5) отсутствие атопических заболеваний в семье; 6) отсутствие вторичных атопических проявлений; 7) редкость сочетания астмы и крапивницы; 8) резкое обострение астмы после полипэктомии или приема ацетилсалициловой кислоты. Сочетание бронхиальной астмы, полипоза носа и непереносимости ацетилсалициловой кислоты составляет «аспириновую триаду».