Бронхоэктазы у взрослых

Наибольшей способностью имитировать бронхо-эктатическую болезнь отличается хронический гнойный бронхит. Практически без контрастирования бронхов разграничить их невозможно. Клиника современной бронхоэктатической болезни отличается малой симптоматикой. Больную, страдающую классической бронхоэктатической болезнью с распространенными мешотчатыми бронхоэктазами, отделением обильной зловонной мокроты и другими типичными признаками, мы наблюдали в последний раз в начале 80-х годов. Ее жизнь удавалось продлить лишь регулярным бронхолегочным дренажем. Умерла она от прогрессирующей легочно-сердечной недостаточности. С тех пор подобные формы болезни в нашей клинике уже не встречались.

При выявлении бронхоэктазов диагностический поиск не завершается. Надо исключить их вторичный характер, т. е. отвергнуть абсцесс, туберкулез, рак легких и т. д. Однако проделав и это, врач не всегда достигает диагностической истины. На наш взгляд, здесь возможна следующая ошибка. Бронхоэктазы у взрослых обычно связывают с прогрессированием хронического бронхита. Но так ли это? Пока нет убедительных доказательств того, не является ли на самом деле хронический бронхит вторичным по отношению к нераспознанным ранее бронхоэктазам. Бронхит «легче» распознать и установить его диагноз. Однако по мере прогрессирования болезни, этого «хронического бронхита», возникает необходимость в углубленном исследовании. Проводят бронхографию, выявляют регионарное расширение бронхов, делают заключение: бронхоэктазы развились у больного, давно страдающего хроническим бронхитом. Тем не менее нет доказательств против иной последовательности событий - постоянное инфицирование бронхов из бронхоэктазов привело к развитию вторичного хронического бронхита, притом не обязательно гнойного.

На наш взгляд, каковы бы ни были истоки бронхоэктазов, их появление знаменует новое качество - бронхоэктатическую болезнь. Не случайно в МКБ-9 не предусмотрено выделение хронического бронхита с бронхоэктазами, а есть «бронхоэктазия» как самостоятельная патология и синоним бронхоэктатической болезни.