Урология. Урологические заболевания. » Пути снижения врачебных ошибок в лечении заболевании легких » Ошибки в дифференциальной диагностике хронических неспецифических сердца

Ошибки в дифференциальной диагностике хронических неспецифических сердца

Изучение медицинских карт больных и протоколов вскрытий умерших от ХНЗЛ (клинический и или патолого-анатомический диагнозы) в нашей клинике за 1947-1966 гг. было проведено И. В. Калининой (1971). Анализу подвергнуто 215 историй болезни. Клинико-анатомические расхождения выявлены в 16% (35 ошибок). Если процент ошибок в первом десятилетии (с 1947 по 1956 г.) составил 19,1, то в следующем (с 1957 по 1966 г.) он снизился до 12,2%.

Разграничение ХНЗЛ и туберкулеза легких. Обычно наблюдается гипердиагностика специфического процесса у больных, на самом деле страдающих ХНЗЛ. Гораздо реже, обычно у пожилых, совершается ошибка обратного порядка. Среди НЗЛ, неверно принятых за туберкулез, на долю ХНЗЛ приходится от 10 до 61%. Причины ошибок: 1) недостатки обследования больного, особенно в выявлении микобактерий туберкулеза в мокроте (промывных водах) и отсутствие должного рентгенологического изучение легких (прицельные, боковые, жесткие, послойные снимки, бронхография) и 2) погрешности врачебного мышления, забвение основного диагностического положения - рентгенологическое изображение, состоящее из просветлений и теней, лишено этиологической специфичности. Поэтому отсутствие сопоставления рентгенологических изменений с данными других методик обследования обусловливает до 30% ошибочных диагнозов в легочной патологии вообще. Имеют значение переоценка однократного бактериовыделения или, напротив, игнорирование стойкого отсутствия его в сомнительных случаях.

Меньшее значение имеет несовершенство современных клинико-рентгенологических методик дифференциации, имеющих определенный диагностический предел.