Ошибочная трактовка декомпенсированного легочного сердца

Заслуживают внимания следующие особенности приведенного наблюдения: 1) «воспалительная» маска начала инфаркта миокарда у легочного больного, не позволяющая определенно датировать начало инфаркта; 2) несмотря на то, что смерть от инфаркта миокарда наступила у мужчины 68 лет, атеросклероза венечных артерий на вскрытии не было; 3) редкость развития инфаркта миокарда при легочном сердце.

Наибольшее число ошибок совершается при диагностике самого легочного сердца. Болезнь в легких - опасность в сердце, эта заповедь Корвизара в отношении крупозной пневмонии в настоящее время может быть распространена и на хронические заболевания легких. Хроническое легочное сердце - исход обструктивных форм ХНЗЛ. По обширным статистическим данным, у умерших от ХНЗЛ находят почти в 100% случаев. Более того, большинство больных с хронической легочной патологией умирают в настоящее время от сердечной недостаточности вследствие декомпенсации легочного сердца, по данным нашей клиники, в 80% случаев.

Возможна ошибочная трактовка декомпенсированного легочного сердца как митрального порока и наоборот. Конечно, при легочном сердце также есть гипертрофия правого желудочка, однако, по установкам Комитета экспертов ВОЗ (1961), хроническое легочное сердце -это только такая гипертрофия правого желудочка, которая возникает вследствие заболеваний, первично поражающих функцию и(или) структуру легких. Изменения легких, приводящие к гипертрофии правого сердца, развивающиеся при первичном поражении левого сердца или при врожденных пороках сердца, исключаются из данного понятия. Кстати, и сами эти изменения («застойные легкие», «застойный бронхит», «вторичная хроническая пневмония», «кардиогенный пневмосклероз») могут быть ошибочно приняты за первичную основную патологию, а порок сердца не диагностируется или ложно истолковывается, в частности, как легочное сердце.