Опасность ошибки при смешанной, сердечно-бронхиальной астме

Инспираторное удушье, обилие в нижних отделах легких влажных мелкопузырчатых, в большинстве своем незвонких хрипов, наличие иногда правостороннего и значительно реже левостороннего плеврального выпота, отхождение невязкой, легко отделяемой пенистой жидкости с розовым оттенком, признаки поражения миокарда (глухие сердечные тоны, маятникообразный ритм, эмбриокардия и иногда противодиастолический ритм галопа!), другие признаки сердечной недостаточности, порок сердца, гипертония и «сердечный анамнез» позволяют уверенно диагностировать сердечную астму.

Опасность ошибки велика именно при смешанной, сердечно-бронхиальной астме. В таких случаях обязательно электрокардиографическое исследование. Конечно, при многолетней бронхиальной астме имеются признаки вторичного поражения миокарда (перегрузка, гипертрофия правого сердца). При остром приступе бронхиальной астмы часто находят снижение сегмента ST и уплощение зубца Г, правда, быстро проходящие. Нельзя забывать о возможности аритмии у больных бронхиальной астмы, пользующихся аэрозолями симпатомиметических бронходилататоров. Более того, злоупотребление ими привело к «эпидемии» смертей от астмы в 60-70-е годы, еще раз опровергнув афоризм, что «от астмы не умирают». Так что и ЭКГ не всегда способствует диагностике. Поэтому в сомнительных случаях, когда трудно исключить астматический вариант инфаркта миокарда, следует думать, прежде всего, именно об этой причине удушья. При отсутствии признаков угнетения дыхательного центра - патологического типа дыхания, снижения частоты дыхания менее 20 в минуту, диффузного цианоза - мы рекомендуем оксигенотерапию, введение промедола и эуфиллина внутривенно, а при необходимости диуретики (лазикс) тоже в вену.