Урология. Урологические заболевания. » Пути снижения врачебных ошибок в лечении заболевании легких » Ошибки в диагностике осложнений хронических неспецифических заболеваний легких

Ошибки в диагностике осложнений хронических неспецифических заболеваний легких

При ХНЗЛ установлена высокая степень риска поражений гастродуоденального аппарата, ЦНС и почек. Цикл работ, выполненных в нашей клинике по изучению состояния гастродуоденальной зоны, ЦНС и почек у больных хронической пневмонией, не оставляет сомнений в патогенетической обусловленности их изменения основным легочным процессом.

Невыявление пептических язв у больных ХНЗЛ. Между бронхолегочным аппаратом и гастродуоденальной системой существуют тесные связи в патологии, наиболее ярким клиническим выражением чего является частое развитие у больных хроническими обструктивными заболеваниями легких, особенно с наличием пептических язв. Из множества факторов, сопряженных с легочным заболеванием, наибольшей ульцерогенной опасностью обладает, по-видимому, гиперкапния. При целеустремленном поиске последняя выявляется у 20-25% легочных больных (!). Незнание или игнорирование этого факта порождает ошибки, порой с тяжелыми последствиями.

Пептические язвы у больных с легочной патологией склонны не только к перфорации, но и к профузным смертельным кровотечениям. У многих больных, особенно с легочно-сердечной недостаточностью, гастродуоденальные язвы протекают малосимптомно, а в ряде случаев и вовсе скрытно. Тогда они - неожиданная находка патологоанатома. Из 215 больных, умерших от ХНЗЛ в нашей клинике с 1947 по 1966 г., пептические язвы не были диагностированы при жизни в 5,6% случаев, От начала и до конца они остаются немыми. Именно на долю подобных язв приходится наибольший процент гиподиагностики. Поэтому динамическое рентгенологическое исследование гастродуоденальной зоны должно быть обязательным у больного с легочным сердцем.