Ошибки в диагностике нарушений ЦНС

С наступлением дыхательной недостаточности у легочных больных сравнительно часто развиваются психические и неврологические расстройства, объединяемые собирательным понятием «респираторная энцефалопатия». Согласно исследованиям, проведенным в нашей клинике, наблюдаемые у больных хроническими НЗЛ церебральные нарушения можно условно разделить на 3 вида: 1) астеновегетативный синдром ваготонической окраски; 2) преходящая «респираторная энцефалопатия», когда к симптомам первого вида присоединяются маловыраженные рассеянные органические знаки, исчезающие после лечения, и 3) стойкая «респираторная энцефалопатия» с прогрессирующей органической симптоматикой. Ошибочно было бы искать в этих проявлениях специфичность. Однако некоторые из них отличаются своеобразием и требуют дифференцировки с другой патологией.

Трудности и ошибки особенно возможны при тех формах «респираторной энцефалопатии», которые протекают с повышением внутричерепного давления. В связи со способностью симулировать опухоли головного мозга они получили название псевдотуморозных. В выраженных случаях развивается также отек диска зрительного нерва. Диагностика таких форм затруднена, особенно если легочные симптомы и анамнез непримечательны.

В дифференциации данного синдрома от опухоли мозга М. И. Холоденко (1963) рекомендует учитывать: 1) наличие симптомов внечерепного (легочного!) процесса; 2) более позднее появление и меньшую выраженность очаговых симптомов по сравнению с общемозговыми, которые всегда превалируют; 3) более благоприятное течение.

Озадачить неопытного диагноста может картина беттолепсии (кашлевая эпилепсия): потеря сознания, сумеречное состояние, судороги и т. д. Мы наблюдали одного подобного больного, страдавшего хроническим легочным сердцем с тяжелой недостаточностью кровообращения.