Острые психозы и истинные комы

Привычные припадки на высоте кашля возникали у него в течение ряда лет и выражались в потере сознания и клонических судорогах. Приступ развивался неожиданно, чем приводил вначале в замешательство лечащих врачей, но был мимолетным и спонтанно прекращался через 30-40 с. Кашлевые припадки опасны из-за возможности травмы при потере сознания и приводят к напрасным поискам генуинной мозговой патологии.

У некоторых больных на первый план выступает необычайная сонливость, возбуждающая у врача мысль о самостоятельном церебральном заболевании. Именно чрезвычайная сонливость больных ожирением с альвеолярной гиповентиляцией дала повод назвать такое состояние синдромом Пикквика.

Часто появляются двигательные гиперкинезы в виде различного рода тремора - одного из характерных признаков церебральных нарушений у легочных больных. Известны острые психозы и истинные комы при дыхательной недостаточности. Не всегда вовремя удается их распознать. В 1967 г. в нашей клинике выбросился из окна больной с тяжелым декомпенсированным легочным сердцем. При анализе предшествующего состояния обращали на себя внимание такие черты личности больного, как агрессивность, неверие и даже сопротивление лечебным мероприятиям, в частности категорический отказ от ингаляций кислорода. Сами по себе эти признаки нередки в подобном состоянии (например, ухудшение самочувствия при оксигенотерапии без одновременной коррекции альвеолярной вентиляции- «синдром задержки »), но при этом он высказывал явно настораживающие мысли, «хотят меня отравить». Симптоматика не получила должной оценки, больной был оставлен без постоянного наблюдения, в результате чего не удалось предупредить суицидального пароксизма.