Ошибки в распознавании поражений почек

Осложнение хронического гнойного легочного заболевания амилоидным нефрозом со сморщиванием почек и уремией является непосредственной причиной смерти больных с хроническим легочным заболеванием в 5-5,6% случаев. По материалам нашей клиники за 20 лет, невыявление амилоидоза при правильном основном диагнозе ХНЗЛ встречается в 0,5% случаев. Однако, несмотря на редкость, возможность подобной ошибки следует предвидеть. Поэтому, с одной стороны, у каждого больного с почечной патологией следует исключить ее возможный легочный генез, а с другой -у каждого больного ХНЗЛ надлежит искать поражение почек, чтобы не пропустить амилоидоз. Поводом к ошибочной диагностике могут служить частое мочеотделение и императивные позывы, нередко наблюдающиеся у легочных больных, особенно на высоте астматического приступа. Они объясняются раздражением слизистой оболочки мочевыводящих путей мочой повышенной кислотности из-за гиперкапнии. Редкость тромбообразования (12%) подчеркивает и П. М. Злочевский (1964). У тяжелобольных в период обострения ХНЗЛ при нарастании дыхательной недостаточности, появлении или усугублении гипоксемии и дыхательного ацидоза снижается общая свертываемость крови, уменьшается число тромбоцитов и активируется фибринолиз. На основании этих данных А. И. Кабаков и Н. С. Ум-беталина (1973) предполагают компенсаторное значение сдвигов в системе гемостаза для предупреждения тромбообразования в сосудах малого и большого круга кровообращения у легочных больных.

По данным других авторов, тромбоэмболии при ХНЗЛ развиваются довольно часто. Согласно исследованиям, проведенным в нашей клинике, изменения в системе гемостаза у больных хронической пневмонией стадии с выраженной легочно-сердечной недостаточностью соответствуют тромбогеморрагическому синдрому с коагулопатией потребления латентного течения.