Ранняя бронхоскопия в диагностике

Биоптаты, полученные при бронхоскопии, подвергают гистологическому исследованию, что завершает диагностику. Отрицательные данные бронхоскопии, конечно, ни в коей мере не исключают ракового происхождения патологии. Для большей надежности поэтому рекомендуется осматривать бронхи под наркозом, сочетая осмотр с катетеризацией периферических бронхов и аспирационной биопсией из области поражения. Биопсию надлежит проводить в нескольких подозрительных участках с одновременной аспирацией бронхиального содержимого и отпечатками с опухоли с последующим их цитологическим исследованием. При помощи бронхоскопии, по некоторым данным, удается поставить достоверный диагноз у 72-80% больных бронхогенным раком. Положительные находки, однако, до сих пор значительно менее часты при верхнедолевой - самой распространенной - локализации рака. В бронхоскопическом кабинете нашей клиники (Степанов В. Г.) за последние 5 лет благодаря бронхоскопии - поднаркозной и под местной анестезией - с применением бронхоскопа Фриделя и бронхофиброскопа «Олимпас» было впервые выявлено 2,9% больных раком легкого (24 из 840 подвергшихся бронхоскопии).

Ранняя бронхоскопия особенно важна в диагностике наиболее злокачественной формы рака легкого - мелкоклеточного, по данным Н. И. Переводчиковой и М. Б. Бычкова (1984), в 89% случаев локализующегося в крупных бронхах с эндофитной, экзофитной или смешанной формой роста. Но даже эндоскопически, более того, гистологически подтвержденный рак бронха, как показали два наших наблюдения, может быть имитирован псевдотуморозной формой туберкулеза бронха, устанавливаемого на операции.