Рак простаты, лучевая терапия или радиотерапия

Рак простаты, лучевая терапия или радиотерапия Радиация разрушает ткани и наиболее вредоносна для активных тканей. Клетки наиболее активны в момент деления, поэтому быстро делящиеся клетки опухолей более чувствительны к радиации, чем те, что воспроизводятся медленнее. В конце концов радиация повреждает все ткани в определенных пределах, поэтому врачи-радиологи должны быть настолько же осторожны со - своими лучами, как хирурги - со скальпелями.

Практикуются различные технологии радиационного облучения, но большинство пациентов сталкиваются с облучением извне. Аппарат, напоминающий рентгеновский, испускает радиоактивное излучение, которое тщательно фокусируется на мишени. Онколоградиолог рассчитывает необходимую дозу облучения для каждой отдельной опухоли, а техники согласно этому расчету проводят последовательное облучение пациентов. Типичный курс лечения включает три облучения в неделю на протяжении 6 недель.

Радиотерапия применяется на стадиях А и Б. Хирургия эффективнее на стадии А и при небольших опухолях в стадии Б, поэтому мы рекомендуем радиотерапию, только когда пациент слишком стар или по каким-то причинам не может перенести операцию. Радиотерапия предпочтительна на стадии В и при больших опухолях в стадии Г, поскольку в данных случаях опухоль, вероятно, уже поразила лимфоузлы. Радиотерапия может воздействовать на более широкие зоны, включающие больше лимфоузлов, чем способен удалить хирург.

В некоторых особых случаях, когда опухоли в стадиях Б и В локализованы, хирург удаляет близлежащие лимфоузлы, а затем имплантирует в простату гранулы с йодом-125. Время его полураспада - 60 дней, это означает, что он излучает радиацию не слишком сильно, но долго: больше года. Данный метод, называемый внутритканевым облучением, помогает избежать обширного хирургического вмешательства и дает меньше побочных явлений (в особенности это относится к импотенции), чем при облучении снаружи.

И наконец, возможна комбинация внутритканевой и наружной радиотерапии. В таком случае хирург имплантирует в простату не йод-125, а золото-198. Имея период полураспада порядка 3 дней, этот изотоп характеризуется гораздо большей мощностью излучения при длительности действия в несколько недель. Использование только изотопа золота может привести к слишком большим общим повреждениям тканей и практикуется только для обеспечения определенной части дозы, а остальное приходится на долю внешнего облучения.

Побочные явления. В течение первых недель облучения пациенты не отмечают ничего особенного. Затем на месте воздействия внешнего излучения кожа начинает зудеть и гореть. Эти проявления исчезают по окончании курса лечения; обычно в таких случаях прописывается кортизоновая мазь. Как при внутритканевом, так и при наружном облучении структуры, расположенные рядом с простатой, получают дозу гораздо меньшую, но все же достаточную для возникновения побочных явлений у ряда пациентов. Раздражение мочевого пузыря приводит к частым и неудержимым позывам. Одна треть пациентов отмечает боли в прямой кишке или диарею.

Острые побочные явления носят временный характер, а необратимые повреждения эквивалентны последствиям хирургической операции. У 12% больных отмечается хроническое воспаление прямой кишки, примерно у 10% - повреждения мочевого пузыря, приводящие к закупорке мочеиспускательного канала с появлением описанных выше симптомов. Недержание мочи - редкое последствие, импотенция проявляется у 30-40% больных - меньше, чем при радикальной простатэктомии.